28.02.2023
ПОЛОЖЕНИЕ
О
РЕГИОНАЛЬНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
С
ИНВАЛИДНОСТЬЮ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее
положение регламентирует деятельность регионального методического объединения
специалистов, осуществляющих сопровождение детей с инвалидностью, с ОВЗ
(учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных
педагогов) общеобразовательных учреждений Ростовской области.
1.2.
Региональное
методическое объединение специалистов, осуществляющих сопровождение детей с
инвалидностью, с ОВЗ создается и упраздняется приказом министерства общего и
профессионального образования Ростовской области.
1.3. В своей
деятельности методическое объединение специалистов, осуществляющих
сопровождение детей с инвалидностью, с ОВЗ (далее-РМО) руководствуется
Конвенцией о правах ребенка, законодательством Российской Федерации в сфере
образования, Федеральным
законом от 29 декабря 2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным Законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», нормативно- правовыми актами Министерства
просвещения Российской Федерации, министерства общего и профессионального
образования Ростовской области, настоящим Положением.
1.4. Региональное методическое
объединение специалистов, осуществляющих сопровождение детей с инвалидностью, с
ОВЗ создается с целью координации усилий по развитию системы инклюзивной
практики, учебно-методической поддержки и повышения профессиональной компетентности
педагогических кадров,
педагогической инициативы и творчества, совершенствования содержания, форм и
методов работы, обмена опытом, распространения эффективных способов инклюзии в
общеобразовательных учреждениях Ростовской области.
1.5. Основными задачами регионального
методического объединения специалистов, осуществляющих сопровождение детей с
инвалидностью, с ОВЗ являются:
1.5.1.
Организация деятельности территориальных методических объединений специалистов,
осуществляющих сопровождение детей с инвалидностью, с ОВЗ, направленной на
создание модели инклюзивного образования в общеобразовательных
учреждениях Ростовской области.
1.5.2. Координация деятельности специалистов
муниципальных районов и городских округов по реализации Регионального долгосрочного
плана мероприятий («Дорожной карты»), внедрению инклюзивного общего и
дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных
условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья
в Ростовской области.
1.5.3.
Изучение нормативной и методической документации по вопросам инклюзивного
образования.
1.5.4. Оказание
методической помощи специалистам, осуществляющим сопровождение детей с
инвалидностью, с ОВЗ (учителям-дефектологам, учителям- логопедам,
педагогам-психологам, социальным педагогам) в использовании инновационных
технологий, форм, методов и приемов деятельности.
1.5.5. Методическое
сопровождение индивидуальных практик педагогов, реализующих в практической
деятельности адаптированные
общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также в
сфере социализации и реабилитации при организации инклюзивного образования
обучающихся с ОВЗ.
1.5.6.
Выявление, изучение, обобщение и распространение эффективного опыта инклюзивной
практики в системе образования Ростовской области.
1.5.7. Поддержка
инициатив, разработка и внедрение в педагогическую практику методического
продукта, обеспечивающего эффективное внедрение и осуществление
инклюзивного образования сопровождение всех его участников; аккумуляция и
популяризация эффективных методик и технологий, успешных практик в области
инклюзивного образования.
1.5.8.
Содействие распространению и внедрению в практику общеобразовательных
учреждений Ростовской области достижений в области инклюзивной образовательной
системы.
1.5.9.
Создание банка научно-методических материалов и информационной базы ресурсов
инклюзивной практики в системе образования Ростовской области.
1.5.10. Организация, поддержка и проведение дискуссий,
вебинаров, тренингов,
ворк-шопов видеоконференций,
форумов по проблемам инклюзивного образования для территориальных
методических объединений специалистов, осуществляющих сопровождение детей с
инвалидностью, с ОВЗ.
1.5.11. Методическое сопровождение региональных
мероприятий, направленных на поддержку и развитие инклюзивного
образования, методическая поддержка инновационных образовательных проектов
общеобразовательных организаций и отдельных педагогов в сфере инклюзивного
образования.
1.5.12. Консалтинговое сопровождение общеобразовательных
организаций Ростовской области по вопросам инклюзивного образования,
консультирование (в том числе мультидисциплинарное) педагогических и
руководящих работников образовательных организаций, реализующих инклюзивную
модель обучения, а также родителей и других субъектов инклюзивного
образования.
1.5.13. Установление рабочих контактов и обмен опытом и
информацией с различными структурами, работающими по проблеме
инклюзивного образования (общественными организациями, родительскими
ассоциациями и др.); установление связей с учреждениями высшего образования,
научно-методическими учреждениями, центрами по работе с детьми с особыми
образовательными потребностями в Ростовской области и за ее пределами.
1.5.14.
Проведение мониторинга деятельности методических объединений специалистов, осуществляющих
сопровождение детей с инвалидностью, с ОВЗ.
1.5.15.
Формирование механизмов и моделей, организация сетевого взаимодействия
общеобразовательных организаций Ростовской области с организациями разных
ведомств, осуществляющими комплексную помощь детям-инвалидам, детям с ОВЗ.
1.5.16.
Популяризация в социальном сообществе сущности, ценностей, принципов
инклюзивного образования, формирование позитивного отношения к ним и норм
толерантного поведения в инклюзивном пространстве общеобразовательных организаций
Ростовской области.
1.5.17. Организация и осуществление непрерывного
информационного обмена между специалистами различных уровней системы общего
образования в рамках деятельности регионального методического объединения
специалистов, осуществляющих сопровождение детей с инвалидностью, с ОВЗ.
1.5.18. Анализ
ресурсов профессионально-педагогического и социального сообщества в продвижении
идей и осуществлении практик инклюзивного образования в Ростовской области.
1.5.19.
Проведение информационно-просветительских акций и мероприятий по обеспечению
прав обучающихся с ОВЗ на доступное и качественное образование.
II. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Аналитико-прогностическое – анализ
достижений и проблем в области организации инклюзивного образования и
прогнозирование перспектив деятельности методических объединений специалистов,
осуществляющих сопровождение детей с инвалидностью, с ОВЗ.
2.2.
Организационно–педагогическое –
оказание методической помощи специалистам, осуществляющим сопровождение детей с
инвалидностью, с ОВЗ, молодым педагогам, обобщение опыта ведущих специалистов
Ростовской области.
2.3.
Конструирующее – моделирование, разработка и апробирование программ,
проектов, педагогических технологий.
2.4. Координационное –
осуществление взаимодействия специалистов, осуществляющих сопровождение детей с
инвалидностью, с ОВЗ дошкольных и общеобразовательных
учреждений, семьи, общественности.
2.5.Информационно–пропагандистское – систематизация и распространение
лучшего опыта в области инклюзивного образования, инновационных технологий,
взаимодействие со средствами массовой информации, выпуск
рекламно–информационной продукции.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕТОДИЧЕССКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
3.1. В состав регионального
методического объединения специалистов, осуществляющих сопровождение детей с
инвалидностью, с ОВЗ входят руководители муниципальных методических объединений
городских округов и муниципальных районов Ростовской области.
3.2. Работу регионального методического
объединения специалистов, осуществляющих сопровождение детей с инвалидностью, с
ОВЗ возглавляет государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Ростовская специальная школа-интернат № 42».
3.3. Работа регионального методического
объединения специалистов, осуществляющих сопровождение детей с инвалидностью, с
ОВЗ общеобразовательных учреждений Ростовской области проводится в соответствии
с планом работы на текущий год. План рассматривается на заседании
регионального методического объединения и согласовывается с отделом
специального образования и здоровьесбережения в сфере образования министерства
общего и профессионального образования Ростовской области.
3.4. Общую координацию работы
регионального методического объединения специалистов, осуществляющих
сопровождение детей с инвалидностью, с ОВЗ общеобразовательных учреждений
Ростовской области осуществляет отдел специального образования и
здоровьесбережения в сфере образования министерства общего и профессионального
образования Ростовской области.
3.5. Заседания регионального
методического объединения проводятся не реже двух раз в год.
3.6.Деятельность
регионального методического объединения осуществляется при участии ГБУ ДПО РО
«Ростовского института повышения квалификации и переподготовки работников
образования» и государственного казенного общеобразовательного учреждения
Ростовской области «Ростовская специальная школа-интернат № 42».
3.7.
На заседания регионального методического объединения могут приглашаться
специалисты системы образования и здравоохранения, работающие с
детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
3.8.
К основным формам работы регионального методического объединения относятся тренинги, мастер-классы, круглые
столы, совещания, методические семинары, посещение уроков (занятий),
мероприятий внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий, взаимопосещение, выставки, научно-методические и
научно-практические конференции, конкурсы с участием научных и
практических работников.
3.9. Руководство деятельностью РМО специалистов,
осуществляющих сопровождение детей с инвалидностью, с ОВЗ организуется в очной форме, а также в режиме онлайн,
а также посредством электронной почты, сайта, форумов и т.д.
IY. ПРАВА И
ОБЯЗАННОСТИ
4.1. Участники регионального
методического объединения специалистов, осуществляющих сопровождение детей с
инвалидностью, с ОВЗ имеют право:
4.1.1. Определять приоритетные
направления работы регионального методического объединения.
4.1.2. Обсуждать важнейшие вопросы
деятельности регионального методического объединения специалистов,
осуществляющих сопровождение детей с инвалидностью, с ОВЗ.
4.1.3. Вносить предложения по решению
проблем, связанных с организацией инклюзивного образования в общеобразовательных
организациях Ростовской области.
4.1.4. Рассматривать методические
разработки, представленные муниципальными методическими объединениями
специалистов, осуществляющих сопровождение детей с инвалидностью, с ОВЗ,
рекомендовать их к использованию в инклюзивной практике, для публикации.
4.1.5. Вносить предложения по аттестации
специалистов, осуществляющих сопровождение детей с инвалидностью, с ОВЗ
(учителей-дефектологов, учителей- логопедов, педагогов-психологов,
социальных педагогов) добившихся высоких показателей в работе.
4.2. Участники регионального
методического объединения специалистов, осуществляющих сопровождение детей с
инвалидностью, с ОВЗ обязаны:
4.2.1. Выполнять и соблюдать настоящее
Положение.
4.2.2. Участвовать в работе заседаний регионального
методического объединения.
4.2.3. Регулярно повышать уровень своей
профессиональной компетентности.
V. ДОКУМЕНТАЦИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
5.1.
Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области о
создании регионального методического объединения специалистов, осуществляющих
сопровождение детей с инвалидностью, с ОВЗ.
5.2.
Положение о региональном методическом объединении специалистов, осуществляющих
сопровождение детей с инвалидностью, с ОВЗ.
5.3.
План работы на текущий учебный год.
5.4.
Анализ работы за прошедший год.
5.5.
Протоколы заседаний регионального методического объединения.
5.6.
Банк данных научно-методических материалов для сопровождения субъектов
инклюзивного образования образовательных организаций Ростовской области.
5.7.
Банк педагогического опыта.
5.8.Материалы
диагностики профессиональных потребностей специалистов, осуществляющих
сопровождение детей с инвалидностью, с ОВЗ (учителей- дефектологов,
учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов).