Татьяна Константиновна Левченко Подписан: Татьяна Константиновна Левченко DN: C=RU, O=МБОУ СОШ № 31 г.Новошахтинска, CN=Татьяна Константиновна Левченко, E=school31novosh@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2024-05-03 21:47:06 Foxit Reader Версия: 9.7.0 УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ №31 ____________ Левченко Т.К. ПОЛОЖЕНИЕ о библиотеке МБОУ СОШ № 31 г.Новошахтинска 1.Общие положения. 1.1. Положение о библиотеке разработано на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле». 1.2. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Правительства Ростовской области, решениями и приказами Управления образования Администрации города Новошахтинска, Уставом МБОУ СОШ №31 , положением о библиотеке, утвержденном директором 1.3 Деятельность библиотеки организуется и осуществляется в соответствии с российскими культурными и образовательными традициями. 1.4. Библиотека является информационно-методическим центром школы. 1.5 Фонд библиотеки предоставляется во временное пользование обучающимся и работникам школы. Библиотека способствует формированию культуры личности учащихся и позволяет повысить эффективность информационного обеспечения образовательного процесса. 1.6 Библиотека доступна и бесплатна для следующих групп читателей: учащихся, учителей, и других работников общеобразовательного учреждения, а также родителей (законных представителей) обучающихся (при условии первоочередного обеспечения образовательного процесса). 1.7. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой информации определяется в правилах пользования библиотекой. 2. Задачи библиотек. 2.1 Обеспечение образовательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно- библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других сотрудников школы.. 2.2. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользования: обучение пользованию книгой , поиску, отбору и критической оценке информации. 2.3. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала. 1 3 Функции библиотеки 3.1 .Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечнобиблиографическую и информационную культуру обучающихся; участие в образовательном процессе. Основные функции библиотеки – образовательная, информационная, культурная. 3.2. Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательной программой школы. 3.2. Основные направления работы библиотеки: Библиотека комплектует фонд учебной, художественной, справочной, научно-педагогической, методической, справочной литературой, периодическими изданиями для педагогических работников и обучающихся. Состав фонда, его экземплярность варьируются в зависимости от контингента обучающихся, образовательной программы школы. 3.3. Обслуживание читателей производится на абонементе, в читальном зале. 3.4. Информационно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, привитие навыков и умения поиска информации. 3.5. Проведение с учащимися занятий по основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению. 3.6. Аналитическая и методическая работа по совершенствованию основных направлений деятельности библиотеки. Организация дифференцированного, персонифицированного обслуживания читателей с учетом интересов пользователя в том числе в каникулярное время. 3.7. Введение документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком. 3.8 . Пропаганда библиотечно - библиографических знаний, популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых, массовых форм работы ( бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров. викторин). 3.9. Обеспечение соответствующего санитарно - гигиенического режима и благоприятных условий для обслуживания читателей. 3.10. Взаимодействие с библиотеками города с целью эффективного использования библиотечных ресурсов. Изучение читательского спроса с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда. 3.11. Исключение из библиотечного фонда, перераспределение и реализация непрофильной, излишней, устаревшей, ветхой литературы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки. 3.12. Обеспечение требуемого режима хранения и сохранности библиотечного фонда. 3.13. Организация работы по сохранности библиотечного фонда. 4 Организация работы. Управление. Штаты. 4.1. Руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет директор школы, который утверждает нормативные и технологические документы, планы и отчеты о работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности библиотеки и в первую очередь, за комплектование и сохранность фонда, а также создание комфортной среды для читателей. 4.2. Ряд функций управления библиотекой делегируется директором школы заведующему библиотекой. 2 4.3. Заведующий библиотекой назначается директором школы, может являться членом педагогического коллектива, входить в состав педагогического совета и Управляющего совета школы. 4.4. Заведующий библиотекой разрабатывает и предоставляет директору школы на утверждение следующие документы: - положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; - планово-отчетную документацию; - технологическую документацию. 4.5. График работы библиотеки устанавливается в соответствии с режимом работы школы Два часа рабочего времени выделяется на выполнение внутрибиблиотечной работы. 4.6. Штаты библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными правовыми документами, локальными актами школы. 5 Права и обязанности работников библиотеки. 5.1 Работники библиотеки имеют право. 5.1.1.Самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе общеобразовательного учреждения и положении библиотеки 5.1.2. Проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры. 5.1.3.Определять в соответствии с правилами пользования библиотекой общеобразовательного учреждения, утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом или Управляющим советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки. 5.1.4. Быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры. 5.1.5. На дополнительную оплату труда, предусмотренную законодательством. 5.1.6. Участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 5.2.Работники библиотеки обязаны. 5.2.1.Обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки. 5.2.2. Информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг 5.2.3. Обеспечить научную организацию фондов и каталогов. 5.2.4. Формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей. 5.2.5. Обеспечивать сохранность использовании носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение. 5.2.6. Обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения. 5.2.7 .Отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения. 6 Права и обязанности пользователей библиотеки 3 6.1.Пользователи библиотеки имеют право. 6.1.1. Получать полную информацию о составе библиотечного фонда , информационных ресурсов и предоставляемых библиотекой услугах. 6.1.2. Пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки. 6.1.3. Получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации. 6.1.4. Получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации ( при их наличии). 6.1.5. Участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой. 6.1.6. Обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы. 6.2. Пользователи библиотеки обязаны. 6.2.1. Соблюдать правила пользования библиотекой. 6.2.2. Бережно относиться к произведениям печати ( не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю. 6.2.3. Убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь. 6.2.4. Расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ ( исключение: обучающиеся 1-2 классов). 6.2.5.Возвращать документы в библиотеку в установленные сроки. 6.2.6.Заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой. 6.2.7.Полностью рассчитываться с библиотекой по истечении срока обучения или работы школы. 4