Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете от 01.11.2016. протокол № 2 ВЕРЖДЕНО ководителя № ирон Л.М. ПОЛОЖЕНИЕ об инклюзивном образовании детей с ОВЗ и детеииШ алидов в МБОУ СОШ № 31 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного (интегрированного) образования детей с ограниченными возможности здоровья (далее - дети с ОВЗ) (Положение) определяет порядок организации обучения и воспитания в совместной образовательной среде детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений. 1.2. Под инклюзивным (интегрированным)обучением в настоящем Положении понимается обучение в совместной образовательной среде детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ОВЗ специальных условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений. 1.3. Под специальными условиями обучения в настоящем Положении понимаются адаптированные образовательные программы, специальные методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, индивидуальные технические средства обучения, индивидуально-групповые коррекционные занятия и доступность среды обучения, а также психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, необходимые детям с ОВЗ для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями в целях развития социальной адаптации и интеграции указанных лиц в обществе, в том числе приобретения ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и самостоятельной жизни. 1.4. Инклюзивное (интегрированное) обучение в школе является приоритетной (по сравнению с обучением в специальном (коррекционном) образовательном учреждении) формой организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ на всех ступенях общего образования. Обучение ребенка с ОВЗ без интеграции может быть предложено лишь при невозможности создания специальных условий для интеграции или при выборе родителями (законными представителями) иных форм организации образовательной деятельности. 1.5. Интеграция и инклюзия признаются как закономерные этапы развития системы специального (коррекционного) образования, логически продолжающимися и не противоречащими друг другу, обеспечивающими расширенный доступ к образованию и включению ребёнка с ОВЗ в общеобразовательную деятельность. Главным принципом инклюзивного образования является: «не ребёнок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребёнка». 1.7. Обучение детей с ОВЗ в учреждении общего образования, может быть организовано в форме инклюзивного (интегрированного) обучения независимо от вида ограничений здоровья. 1.8. Внедрение процессов инклюзивного (интегрированного) образования в школе осуществляется с опорой на имеющийся опыт и научно-методическую базу обучения и воспитания детей с ОВЗ в системе специального образования. 2. Организация инклюзивного (интегрированного) образования 2.1. Инклюзивное (интегрированное) обучение, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися, организуется: а) посредством совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе школы ; б) посредством функционирования класса для детей с ОВЗ (класса коррекции) в школе, реализующей программы общего образования. 2.2. Прием обучающихся с ОВЗ в школу на интегрированную форму обучения (в специальные классы или совместное обучение с нормально развивающимися сверстниками) осуществляется на основании рекомендаций ПМПК, заявления родителей (законных представителей) и оформляется приказом директора школы. В личном деле учащегося с ОВЗ должны находиться заявление родителей, копия заключения ПМПК, копия приказа о переводе учащегося на обучение по адаптированной образовательной программе, договор с родителями на оказание специальных (коррекционных образовательных услуг). 2.3. Решение о создании в школе классов коррекции, принимается учредителем ; образовательного учреждения (Управлением образования администрациигорода! Новошахтинска) на основании ходатайства образовательного учреждения и оформляется приказом Управлением образования. 2.5. Создание в школе классов инклюзивного (интегрированного) обучения оформляется приказом директора школы. 2.6. Численность детей с ОВЗ, обучающихся в форме инклюзии (интеграции) в общеобразовательном классе не может превышать 4-5 человек. 2.7. При организации инклюзивного (интегрированного) обучения школа обязана: ■ разработать локальные акты учреждения, регламентирующие деятельность по организации инклюзивного (интегрированного) обучения (приказы, положения, договоры с родителями и т.д.); ■ разработать адаптированные основные образовательные программы для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированные основные образовательные программы для учащихся с ЗПР (при наличии классов коррекции) или внести изменения в разделы основных образовательных программ, адаптируя их для учащихся с ОВЗ; ■ обеспечивать реализацию в полном объеме адаптированных образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и ! воспитания возрастным и психофизическим особенностям; ■ обеспечивать помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации, обеспечить материальную базу, обязательную реализацию учебного плана в части профессиональнотрудового обучения для учащихся с умственной отсталостью; ■ обеспечить специальную коррекционную помощь обучающимся с ОВЗ, (по возможности обеспечить наличие учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителялогопеда и социального педагога); ■ в целях обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ создать в школе психолого-медико-педагогический (медико педагогический, педагогический) консилиум для разработки индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся с ОВЗ на основании заключений ПМПК; -организовать индивидуально-групповые коррекционно-развивающие занятия, занятия по устранению пробелов в знаниях, пропедевтике сложных тем,логопедическую помощь обучающимся; ■ ознакомить родителей (законных представителей) учащихся с ОВЗ с документами, регламентирующими образовательную деятельность (адаптированной образовательной программой, учебным планом, расписанием и т.д.), оформить договор между образовательным учреждением и родителями, зафиксировав все предоставляемые специальные (коррекционные) образовательные услуги, необходимые условия обучения ребенка, в том числе требования, предъявляемые к родителям (семье); ■ иметь необходимую документацию, позволяющую отследить прохождение образовательной программы, динамику обучения ребенка с ОВЗ, его коррекционную подготовку; ■ обеспечить повышение квалификации учителей в области коррекционной педагогики. 3. Содержание инклюзивного (интегрированного) образования. 3.1. Содержание инклюзивного (интегрированного) образования детей в школе определяется адаптированными образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми школой самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин. 3.2. Для составления учебного плана на текущий учебный год при организации инклюзивного (интегрированного) обучения детей с ОВЗ используется: -для классов коррекции - модельный областной базисный учебный план специальных (коррекционных) школ (классов) того или иного вида для обучающихся с ОВЗ; - для классов инклюзивного (интегрированного) обучения - областной базисный учебный план для школ и рекомендации к модельному областному базисному учебному плану специальных (коррекционных) школ (классов) того или иного вида для обучающихся с ОВЗ. В учебные планы в обязательном порядке включается коррекционный блок, представленный индивидуальными и групповыми занятиями, предусмотренный базисным учебным планом специальной (коррекционной) школы соответствующего вида. Для учащихся с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) при любой форме обучения составляется отдельный учебный план в соответствии с модельным областным базисным учебным планом специальных (коррекционных) школ (классов) VIII вида. С учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, включающие график обучения, учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, а также условия его аттестации. Индивидуальные учебные планы утверждаются Педагогическим советом школы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора (классного руководителя) школы. 3.3. Для разработки адаптированных основных образовательных программ(для начального и основного уровня образования) при организации инклюзивного (интегрированного) обучения детей с ОВЗ в основную образовательную программу школы соответствующего уровня образования вносятся изменения (в пояснительную записку; программу коррекционной работы: индивидуальный учебный план; план внеурочной деятельности; систему условий реализации ООП - см. Приложение) в соответствии с п. 2.8.«ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Приказ МОиН РФ от 19.12.2014 № 1598) - для учащихся с задержкой психического развития. Для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при инклюзивном (интегрированном) обучении разрабатываются отдельные основные адаптированные образовательные программы в соответствии с п. 2.8. «ФГОС начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Приказ МОиН РФ от 19.12.2014 № 1599). Для разработки адаптированных программ отдельных учебных предметов, коррекционных курсов школа самостоятельно регламентирует механизм разработки и утверждения адаптированной образовательной программы в «Положении о рабочей программе учителя» в соответствии с: ■ п. 2.9.5.«ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Приказ МОиН РФ от 19.12.2014 № 1598) и на основе примерных учебных образовательных программ для учащихся с задержкой психологического развития; ■ п. 2.9.5. «ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Приказ МОиН РФ от 19.12.2014 № 1599) и на основе примерных учебных образовательных программ для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 3.4. Специфика образовательного процесса в системе инклюзивного (интегрированного) обучения детей с ОВЗ состоит в организации индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. При определении содержания коррекционно развивающих занятий школа ориентируется на рекомендации ПМПК и содержание индивидуальной программы реабилитации (для ребёнка-инвалида). Расписание занятий в классах инклюзивного (интегрированного) обучения составляется также с учетом необходимости проведения дополнительных коррекционно-развивающих и предметных занятий, предусмотренных учебными планами, а также повышенной утомляемости обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 3.5. Обучение организуется как по общим, так и по специальным учебникам, соответствующим программе обучения. Решение по этому вопросу принимает учитель, согласуя его с методическим объединением и администрацией школы. 3.6. Школа самостоятельна в выборе системы оценок, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Оценка знаний учащихся с ОВЗ в классах интегрированного обучения осуществляется в соответствии с адаптированной программой обучения с учетом особенностей развития ребенка. Учащиеся переводятся в следующий класс по итоговой успеваемости на общих основаниях. 3.7. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся,' формирования навыков образовательной деятельности, освоения общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в карте сопровождения обучающегося. 3.8. Школа самостоятельно выбирает формы, средства и методы инклюзивного (интегрированного) обучения и воспитания в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Уставом школы. При инклюзивном (интегрированном) обучении допускается сочетание различных форм получения образования. 3.9. Учащиеся с ОВЗ, получившие образование в форме инклюзивного (интегрированного) образования по программам специальных (коррекционных) школ вправе пройти аттестацию по программам специальных (коррекционных) школ того или иного вида с выдачей документа об образовании соответствующего образца. 3.10. Государственная итоговая аттестация детей с ОВЗ проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих психофизическим особенностям и состоянию здоровья выпускников в соответствии с федеральным законодательством. 4.Управление школой с инклюзивной (интегрированной) формой обучения 4.1.Управление школой, работающей в режиме инклюзивного (интегрированного) обучения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом школы. 4.2.Наряду с обязанностями, определёнными Уставом школы, директор несёт персональную ответственность за правильную организацию инклюзивного (интегрированного) обучения детей с ОВЗ, обеспечивает создание им необходимых санитарно-гигиенических условий для осуществления режима труда и отдыха. 4.3.Заместители директора школы несут дополнительную ответственность за своевременное выявление детей, нуждающихся в обучении по адаптированным образовательным программам, их освидетельствование на ПМПК; организуют работу педагогов по обучению и воспитанию этой категории учащихся; отвечают за оснащение процесса инклюзивного (интегрированного) образования учебно-наглядными пособиями и дидактическим материалом; оказывают методическую помощь педагогам в повышении их профессиональной квалификации и овладении ими основами коррекционной педагогики и психологии; руководят работой психолого-медико- педагогического консилиума (педагогического) консилиума; обеспечивают выполнение режимных моментов в классах с инклюзивной (интегрированной) формой обучения с учётом возрастных особенностей и состояния здоровья обучающихся. 4.4.0рган управления образованием осуществляет консультационное сопровождение, общую координацию и контроль деятельности школ, осуществляющих интегрированное (инклюзивное) обучение, обобщение и распространение их практики. 5. Кадровое обеспечение инклюзивного (интегрированного) образования 5.1. Для работы в системе инклюзивного образования отбираются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании. Обязательно знание основ специальной психологии и коррекционной педагогики, приемов коррекционной учебно-воспитательной работы, требующей в обязательном порядке реализации дидактических принципов индивидуального и дифференцированного подходов, развивающего, наглядного и практического характера обучения.