Татьяна Константиновна Левченко Подписан: Татьяна Константиновна Левченко DN: C=RU, O=МБОУ СОШ № 31 г.Новошахтинска, CN=Татьяна Константиновна Левченко, E=school31novosh@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2022-12-12 01:17:42 Foxit Reader Версия: 9.7.0 Ростовская область, город Новошахтинск муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 города Новошахтинска Рассмотрена, рекомендована к утверждению педагогическим советом МБОУ СОШ № 31 Протокол № 1 от 30 августа 2022 г. «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 31 Приказ от 01.09.2022 г. № 124 ___________Т. К. Левченко РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по астрономии среднее общее образование 10 класс Количество часов 33 Учитель: Беркова Елена Николаевна Программа разработана на основе: Авторская программа Чаругин В.М. «Программа курса астрономии 10-11 кл.» 2017 г. 2022 – 2023 уч. год Пояснительная записка к рабочей программе по астрономии. Общая характеристика учебного предмета Астрономия занимает особое место в системе естественнонаучных знаний, так как она затрагивает глубинные вопросы существования человека в окружающем мире и в ней концентрируются основные противоречия между бытием человека и его сознанием. Всё современное естествознание: физика, математика, география и другие науки — питалось и развивалось благодаря развитию астрономии. Современные идеи и теории: общая теория относительности, физика элементарных частиц — во многом держится на достижениях современной астрономии, таких её разделов, как астрофизика и космология. Чтобы правильно понять современное естествознание, необходимо изучать астрономию, пронизывающую его и лежащую в его основах. Многие специалисты считают, что вообще преподавание естествознания надо построить на основе его астрономических корней. По-видимому, такой подход позволит не только повысить качество естественно -научного образования, но и решить проблему потери интереса учащихся к изучению естественных наук. Изучение физики направлено на достижение следующих целей: − осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования естественнонаучной картины мира; − приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники; − овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени; − развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; − формирование научного мировоззрения; − формирование навыков использования естественнонаучных и физико-математических знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики. Задачи астрономии: – формирование естественнонаучной грамотности. Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, а также его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, это не синоним естественнонаучных знаний и умений, а знания и умения – в действии, и не просто в действии, а в действии применительно к реальным задачам. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: − научно объяснять явления; − понимать основные особенности естественнонаучного исследования; − интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов. Планируемые результаты освоения предмета: В результате изучения астрономии учащийся должен - Получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. - Узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. - Узнать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентриче2 ской системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. - На примере использования закона всемирного тяготения получить представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам. - Узнать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планетгигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеоритов и нового класса небесных тел карликовых планет. - Получить представление о методах астрофизических исследований и законах физики, которые используются для изучения физически свойств небесных тел. - Узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики, основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности их свойств. - Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. - Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений. Планируемые результаты освоения курса Личностными результатами освоения астрономии являются: умение управлять своей познавательной деятельностью; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; умение сотрудничать с взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству; чувство гордости за отечественную космонавтику, гуманизм; положительное отношение к труду, целеустремлённость; экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России, мира и космоса, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование. Метапредметными результатами освоения астрономии являются: освоение регулятивных универсальных учебных действий: самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; определять несколько путей достижения поставленной цели; задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей; 3 освоение познавательных универсальных учебных действий: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; искать и находить обобщённые способы решения задач; приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека; анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться); освоение коммуникативных универсальных учебных действий: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами); при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы; согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом (решением); представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений. Предметными результатами освоения астрономии на базовом уровне являются: сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звёзд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности и дальнейшем научно-техническом развитии; 4 осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развития международного сотрудничества в этой области. Содержание учебного предмета астрономия. 1. Введение в астрономию Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения. 2. Астрометрия Звёздное небо и видимое движение небесных светил. Небесные координаты. Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Экваториальная, горизонтальная системы небесных координат. Видимое движение планет и Солнца. Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике. Движение Луны и затмения. Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Сарос и предсказания затмений. Время и календарь. Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианский календари. 3. Небесная механика. Гелиоцентрическая система мира. Представления о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек. Законы Кеплера. Открытие И. Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Космические скорости. Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Межпланетные перелёты. Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов. 4. Строение солнечной системы Современные представления о Солнечной системе. Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты - гиганты, их принципиальные различия. Размеры тел и расстояния до них. Планета Земля. Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли. Луна и её влияние на Землю. Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Планеты земной группы. Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Парниковый эффект. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса. Планеты-гиганты. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов. Малые тела Солнечной системы. Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Природа метеоров и метеоритов. Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Природа метеоритных кратеров. 5. Астрофизика и звёздная астрономия. Методы астрофизических исследований. Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры. 5 Солнце. Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу. Внутреннее строение Солнца. Звёзды. Основные характеристики звёзд. Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звёзд и её физические основы. Диаграмма «спектральный класс» — светимость звёзд, связь между массой и светимостью звёзд. Внутреннее строение звёзд. Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры. Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры. Двойные, кратные и переменные звёзды. Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Новые и сверхновые звёзды. Характеристики вспышек новых звёзд. Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд. Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд. Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд. 6. Млечный Путь Газ и пыль в Галактике. Как образуются туманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. 7. Галактики. Как классифицировали галактики по форме. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них. Закон Хаббла. Активные галактики и квазары. Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр в них. Скопления галактик. Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик. 8. Строение и эволюция Вселенной Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии. Закон всемирного тяготения и представления оконечности и бесконечности Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней. Расширяющаяся Вселенная. Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения Образование химических элементов во Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. 9. Современные проблемы астрономии Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Природа силы Всемирного отталкивания. 6 Обнаружение планет возле других звёзд. Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них. Поиски жизни и разума во Вселенной. Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям. Тематическое планирование № п/п 1. Введение Количество часов 1 час 2. Астрометрия 5 часов Небесная механика 3 часа Строение Солнечной системы 7 часов Астрофизика и звёздная астрономия 6 часов Млечный путь 3 часа Галактики 3 часа Строение и эволюция Вселенной 2 часа 4. Современные проблемы астрономии 2 часа 5. Итоговое повторение. 1 час 3. Тема Итого 33 часа Аннотация к календарно-тематическому планированию: Предмет «Астрономия» в 10 классе изучается в количестве 1 часа в неделю. Рабочая программа по астрономии в 10 классе рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа. Согласно годовому учебно-календарному графику МБОУ СОШ № 31, учебному плану, расписанию уроков на 2021 – 2022 учебный год уроки по астрономии в 10 классе проводятся во вторник, праздничный день 09.05.2023, будет проведено 33 урока. 7 Приложение 1 к рабочей программе по астрономии на 2022 - 2023 учебный год Календарно-тематический план рабочей программы по астрономии 10 класса учитель Беркова Е.Н. Количество учебных часов: __33 часа_____. Количество учебных часов для выполнения: • контрольных работ: _____2__________; • административных работ: ____________; Учебно-методический комплект (далее – УМК): Составляющие УМК Учебник Дидактические материалы Планирование по астрономии Физика 10 кл Тесты Название Автор Год издания Издательство Астрономия 1011 класс Чаругин В.М. 2018 г М.: Просвещение Дидактические материалы по астрономии Тематическое и поурочное планирование по физике. варианты ЕГЭ по физике 11 класс Л.И. Скрелин 2002 г М.: Просвещение Р. Д. Минькова 2003 г М.: Экзамен Демидова 2017 - 2020 ФИПИ 8 Календарно – тематическое планирование по астрономии 10 класс. № п/п № урока в теме Тема урока Формы контроля Дата Введение 1 час. 1 1 06.09 Введение в астрономию. Астрометрия 5 часов. 2 1 13.09 Звёздное небо. 3 2 20.09 Небесные координаты. 4 3 27.09 Видимое движение планет и Солнца. 5 4 04.10 Движение Луны и затмения. 6 5 11.10 Время и календарь. Практическая работа Практическая работа Фронтальный опрос Практическая работа Небесная механика 3 часа 7 1 18.10 Система мира. 8 2 25.10 Законы Кеплера, движения планет. 9 3 08.11 Решение задач на законы движения планет. Космические скорости и межпланетные перелёты. Строение Солнечной системы 7 часов 10 1 15.11 11 2 22.11 Современные представления о строении и составе Солнечной системы. Планета Земля. 12 3 29.11 Луна и её влияние на Землю. 13 4 06.12 Планеты земной группы. 14 5 13.12 Планеты-гиганты. Планеты-карлики. 15 6 20.12 Малые тела Солнечной системы. 16 7 10.01 Современные представления о происхождении Солнечной системы. Контроль знаний Астрофизика и звёздная астрономия 6 часов. Контрольная работа 17 1 17.01 Методы астрофизических исследований. 18 2 24.01 Солнце. Внутреннее строение и источник энергии Практическая работа Фронтальный оп- 9 Фронтальный опрос Практическая работа Практическая работа Фронтальный опрос Практическая работа Практическая работа Солнца. рос Практическая работа Фронтальный опрос Фронтальный опрос Самостоятельная работа 19 3 31.01 Основные характеристики звёзд. 20 4 07.02 21 5 14.02 Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды. Новые и сверхновые звёзды. 22 6 21.02 Эволюция звёзд. Млечный путь. 3 часа 23 1 28.02 Газ и пыль в Галактике. 24 2 07.03 Рассеянные и шаровые звёздные скопления. 25 3 14.03 Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути. Галактики. 3 часа 26 1 21.03 Классификация галактик. 27 2 04.04 Активные галактики и квазары. 28 3 11.04 Скопления галактик. Контроль знаний. Фронтальный опрос Фронтальный опрос Практическая работа Фронтальный опрос Контрольная работа Строение и эволюция Вселенной. 2 часа. 29 1 18.04 30 2 25.04 31 1 02.05 32 2 16.05 33 3 23.05 Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение. Современные проблемы астрономии. 3 часа Практическая работа Фронтальный опрос Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Обнаружение планет возле других звёзд. Практическая работа Фронтальный опрос Итоговый урок. Поиск жизни и разума во Вселенной. 10 Приложение 2 к рабочей программе по астрономии 10 класса на 2022 - 2023 уч. год Лист корректировки календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы по астрономии 10 класса учитель Беркова Е.Н. № урока Тема урока Дата по плану Причина корректировки 11 Коррекционные мероприятия Дата по факту Согласование Зам. директора по УВР СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МС №1 МБОУ СОШ № 31 от 30.08.2022 года _______________ Подпись руководителя МС СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________Е. А. Кирилюк Подпись 30.08.2022 года