Беркова_астрономия 10 кл 2022_2022_23_подписано

Татьяна Константиновна Левченко

Подписан: Татьяна Константиновна Левченко
DN: C=RU, O=МБОУ СОШ № 31 г.Новошахтинска, CN=Татьяна Константиновна Левченко, E=school31novosh@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2022-12-12 01:17:42
Foxit Reader Версия: 9.7.0

Ростовская область, город Новошахтинск
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 31 города Новошахтинска

Рассмотрена, рекомендована
к утверждению педагогическим советом
МБОУ СОШ № 31
Протокол № 1 от 30 августа 2022 г.

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 31
Приказ от 01.09.2022 г. № 124
___________Т. К. Левченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по

астрономии

среднее общее образование 10 класс
Количество часов 33
Учитель: Беркова Елена Николаевна

Программа разработана на основе: Авторская программа Чаругин В.М. «Программа
курса астрономии 10-11 кл.» 2017 г.

2022 – 2023 уч. год

Пояснительная записка к рабочей программе по астрономии.
Общая характеристика учебного предмета
Астрономия занимает особое место в системе естественнонаучных знаний, так как она затрагивает глубинные вопросы существования человека в окружающем мире и в ней концентрируются основные противоречия между бытием человека и его сознанием. Всё современное
естествознание: физика, математика, география и другие науки — питалось и развивалось
благодаря развитию астрономии. Современные идеи и теории: общая теория относительности,
физика элементарных частиц — во многом держится на достижениях современной астрономии, таких её разделов, как астрофизика и космология.
Чтобы правильно понять современное естествознание, необходимо изучать астрономию, пронизывающую его и лежащую в его основах. Многие специалисты считают, что вообще преподавание естествознания надо построить на основе его астрономических корней. По-видимому,
такой подход позволит не только повысить качество естественно -научного образования, но и
решить проблему потери интереса учащихся к изучению естественных наук.
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
− осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования естественнонаучной картины мира;
− приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции
Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
− овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами
определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
− развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
− формирование научного мировоззрения;
− формирование навыков использования естественнонаучных и физико-математических знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Задачи астрономии:
– формирование естественнонаучной грамотности. Естественнонаучная грамотность – это
способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с
развитием естественных наук и применением их достижений, а также его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, это не синоним естественнонаучных знаний и умений,
а знания и умения – в действии, и не просто в действии, а в действии применительно к реальным задачам. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
− научно объяснять явления;
− понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
− интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Планируемые результаты освоения предмета:
В результате изучения астрономии учащийся должен
- Получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней.
- Узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации.
- Узнать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентриче2

ской системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической системы мира.
- На примере использования закона всемирного тяготения получить представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам.
- Узнать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли
как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планетгигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеоритов и нового класса небесных тел
карликовых планет.
- Получить представление о методах астрофизических исследований и законах физики, которые используются для изучения физически свойств небесных тел.
- Узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и
биосферу Земли, как на основе законов физики, основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности
их свойств.
- Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом.
- Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди
ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими
методами время, широту и долготу места наблюдений.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами освоения астрономии являются:
 умение управлять своей познавательной деятельностью;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
 умение сотрудничать с взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому
творчеству;
 чувство гордости за отечественную космонавтику, гуманизм;
 положительное отношение к труду, целеустремлённость;
 экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам
России, мира и космоса, понимание ответственности за состояние природных ресурсов
и разумное природопользование.
Метапредметными результатами освоения астрономии являются:
освоение регулятивных универсальных учебных действий:
 самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной ранее цели;
 сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
 определять несколько путей достижения поставленной цели;
 задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
 осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей;
3






















освоение познавательных универсальных учебных действий:
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
искать и находить обобщённые способы решения задач;
приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий и суждений другого человека;
анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем;
формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться);
освоение коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за её пределами);
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы;
согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом (решением);
представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес
других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом
личностных оценочных суждений.

Предметными результатами освоения астрономии на базовом уровне являются:
 сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звёзд и
Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
 понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
 владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
 сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности и дальнейшем научно-техническом развитии;
4

 осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развития международного сотрудничества в этой области.
Содержание учебного предмета астрономия.
1. Введение в астрономию
Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения.
2. Астрометрия
Звёздное небо и видимое движение небесных светил. Небесные координаты. Что такое
небесный экватор и небесный меридиан. Экваториальная, горизонтальная системы небесных
координат.
Видимое движение планет и Солнца. Петлеобразное движение планет, попятное и
прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение
Солнца по эклиптике.
Движение Луны и затмения. Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления
солнечного и лунного затмений. Сарос и предсказания затмений.
Время и календарь. Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианский календари.
3. Небесная механика.
Гелиоцентрическая система мира. Представления о строении Солнечной системы в
античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек.
Законы Кеплера. Открытие И. Кеплером законов движения планет. Открытие закона
Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.
Космические скорости. Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Межпланетные перелёты. Понятие оптимальной траектории полёта к планете.
Время полёта к планете и даты стартов.
4. Строение солнечной системы
Современные представления о Солнечной системе. Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты - гиганты, их принципиальные различия. Размеры тел и расстояния до них.
Планета Земля. Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли.
Луна и её влияние на Землю. Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли.
Планеты земной группы. Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с
Землёй. Парниковый эффект. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса.
Планеты-гиганты. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов.
Малые тела Солнечной системы. Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Природа метеоров и
метеоритов. Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Природа метеоритных кратеров.
5. Астрофизика и звёздная астрономия.
Методы астрофизических исследований.
Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.
5

Солнце.
Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю
и биосферу. Внутреннее строение Солнца.
Звёзды.
Основные характеристики звёзд. Определение основных характеристик звёзд: массы,
светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звёзд и её физические основы. Диаграмма «спектральный класс» — светимость звёзд, связь между массой
и светимостью звёзд. Внутреннее строение звёзд.
Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры. Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды.
Природа чёрных дыр и их параметры.
Двойные, кратные и переменные звёзды. Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные
звёзды, кривые изменения блеска цефеид.
Новые и сверхновые звёзды. Характеристики вспышек новых звёзд. Характеристики
вспышек сверхновых звёзд. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд.
Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд. Расчёт продолжительности жизни
звёзд разной массы на главной последовательности. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд.
6. Млечный Путь
Газ и пыль в Галактике. Как образуются туманности. Как концентрируются газовые и
пылевые туманности в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Распределение
звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и
космические лучи.
7. Галактики. Как классифицировали галактики по форме. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение
расстояния до них.
Закон Хаббла. Активные галактики и квазары. Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами
галактик и активностью чёрных дыр в них.
Скопления галактик. Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной
материи в скоплениях галактик Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик.
8. Строение и эволюция Вселенной
Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии.
Закон всемирного тяготения и представления оконечности и бесконечности Вселенной. Связь
между геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней.
Расширяющаяся Вселенная. Связь средней плотности материи с законом расширения
и геометрическими свойствами Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения Образование химических элементов во
Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения.
9. Современные проблемы астрономии
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Наблюдения сверхновых звёзд
I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Природа силы
Всемирного отталкивания.

6

Обнаружение планет возле других звёзд. Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них.
Поиски жизни и разума во Вселенной. Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.
Тематическое планирование
№ п/п
1.

Введение

Количество
часов
1 час

2.

Астрометрия

5 часов

Небесная механика

3 часа

Строение Солнечной системы

7 часов

Астрофизика и звёздная астрономия

6 часов

Млечный путь

3 часа

Галактики

3 часа

Строение и эволюция Вселенной

2 часа

4.

Современные проблемы астрономии

2 часа

5.

Итоговое повторение.

1 час

3.

Тема

Итого

33 часа

Аннотация к календарно-тематическому планированию:
Предмет «Астрономия» в 10 классе изучается в количестве 1 часа в неделю.
Рабочая программа по астрономии в 10 классе рассчитана на 1 час в неделю, всего
34 часа.
Согласно годовому учебно-календарному графику МБОУ СОШ № 31, учебному плану,
расписанию уроков на 2021 – 2022 учебный год уроки по астрономии в 10 классе проводятся
во вторник, праздничный день 09.05.2023, будет проведено 33 урока.

7

Приложение 1 к рабочей программе
по астрономии
на 2022 - 2023 учебный год
Календарно-тематический план
рабочей программы
по астрономии 10 класса учитель Беркова Е.Н.
Количество учебных часов: __33 часа_____.
Количество учебных часов для выполнения:
• контрольных работ: _____2__________;
• административных работ: ____________;
Учебно-методический комплект (далее – УМК):
Составляющие
УМК
Учебник
Дидактические
материалы
Планирование по
астрономии Физика 10 кл
Тесты

Название

Автор

Год издания

Издательство

Астрономия 1011 класс

Чаругин В.М.

2018 г

М.: Просвещение

Дидактические
материалы по астрономии
Тематическое и
поурочное планирование по физике.
варианты ЕГЭ по
физике 11 класс

Л.И. Скрелин

2002 г

М.: Просвещение

Р. Д. Минькова

2003 г

М.: Экзамен

Демидова

2017 - 2020

ФИПИ

8

Календарно – тематическое планирование по астрономии 10 класс.
№
п/п

№
урока в
теме

Тема урока

Формы контроля

Дата
Введение 1 час.

1

1

06.09

Введение в астрономию.
Астрометрия 5 часов.

2

1

13.09

Звёздное небо.

3

2

20.09

Небесные координаты.

4

3

27.09

Видимое движение планет и Солнца.

5

4

04.10

Движение Луны и затмения.

6

5

11.10

Время и календарь.

Практическая работа
Практическая работа
Фронтальный опрос
Практическая работа

Небесная механика 3 часа
7

1

18.10

Система мира.

8

2

25.10

Законы Кеплера, движения планет.

9

3

08.11

Решение задач на законы движения планет. Космические скорости и межпланетные перелёты.
Строение Солнечной системы 7 часов

10

1

15.11

11

2

22.11

Современные представления о строении и составе
Солнечной системы.
Планета Земля.

12

3

29.11

Луна и её влияние на Землю.

13

4

06.12

Планеты земной группы.

14

5

13.12

Планеты-гиганты. Планеты-карлики.

15

6

20.12

Малые тела Солнечной системы.

16

7

10.01

Современные представления о происхождении
Солнечной системы. Контроль знаний
Астрофизика и звёздная астрономия 6 часов.

Контрольная работа

17

1

17.01

Методы астрофизических исследований.

18

2

24.01

Солнце. Внутреннее строение и источник энергии

Практическая работа
Фронтальный оп-

9

Фронтальный опрос
Практическая работа
Практическая работа

Фронтальный опрос
Практическая работа
Практическая работа

Солнца.

рос
Практическая работа
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Самостоятельная
работа

19

3

31.01

Основные характеристики звёзд.

20

4

07.02

21

5

14.02

Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры.
Двойные, кратные и переменные звёзды.
Новые и сверхновые звёзды.

22

6

21.02

Эволюция звёзд.
Млечный путь. 3 часа

23

1

28.02

Газ и пыль в Галактике.

24

2

07.03

Рассеянные и шаровые звёздные скопления.

25

3

14.03

Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного
Пути.
Галактики. 3 часа

26

1

21.03

Классификация галактик.

27

2

04.04

Активные галактики и квазары.

28

3

11.04

Скопления галактик. Контроль знаний.

Фронтальный опрос
Фронтальный опрос

Практическая работа
Фронтальный опрос
Контрольная работа

Строение и эволюция Вселенной. 2 часа.
29

1

18.04

30

2

25.04

31

1

02.05

32

2

16.05

33

3

23.05

Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная.
Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение.
Современные проблемы астрономии. 3 часа

Практическая работа
Фронтальный опрос

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия.
Обнаружение планет возле других звёзд.

Практическая работа
Фронтальный опрос

Итоговый урок. Поиск жизни и разума во Вселенной.

10

Приложение 2 к рабочей программе
по астрономии 10 класса
на 2022 - 2023 уч. год
Лист корректировки
календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы
по астрономии 10 класса учитель Беркова Е.Н.
№ урока

Тема урока

Дата по
плану

Причина корректировки

11

Коррекционные мероприятия

Дата по
факту

Согласование
Зам. директора
по УВР

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МС №1 МБОУ СОШ № 31
от 30.08.2022 года
_______________
Подпись руководителя МС

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________Е. А. Кирилюк
Подпись
30.08.2022 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».