Положение о инклюзивном обучении

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 31
СОГЛАСОВАНО
на педагогическом совете
от 01.11.2016. протокол № 2

ВЕРЖДЕНО
ководителя
№
ирон Л.М.

ПОЛОЖЕНИЕ
об инклюзивном образовании детей с ОВЗ и детеииШ алидов
в МБОУ СОШ № 31
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного (интегрированного)
образования детей с ограниченными возможности здоровья (далее - дети с ОВЗ)
(Положение) определяет порядок организации обучения и воспитания в совместной
образовательной среде детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений.
1.2. Под инклюзивным (интегрированным)обучением в настоящем Положении
понимается обучение в совместной образовательной среде детей с ОВЗ и детей, не
имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ОВЗ специальных
условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования
для детей, не имеющих таковых ограничений.
1.3. Под специальными условиями обучения в настоящем Положении понимаются
адаптированные образовательные программы, специальные методы обучения, учебники,
учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, индивидуальные технические
средства обучения, индивидуально-групповые коррекционные занятия и доступность
среды обучения, а также психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные
услуги, необходимые детям с ОВЗ для получения образования в соответствии с их
способностями и психофизическими возможностями в целях развития социальной
адаптации и интеграции указанных лиц в обществе, в том числе приобретения ими
навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной,
деятельности и самостоятельной жизни.
1.4. Инклюзивное (интегрированное) обучение в школе является приоритетной (по
сравнению с обучением в специальном (коррекционном) образовательном учреждении)
формой организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ на всех ступенях
общего образования. Обучение ребенка с ОВЗ без интеграции может быть предложено
лишь при невозможности создания специальных условий для интеграции или при выборе
родителями (законными представителями) иных форм организации образовательной
деятельности.
1.5. Интеграция и инклюзия признаются как закономерные этапы развития
системы специального (коррекционного) образования, логически продолжающимися и не
противоречащими друг другу, обеспечивающими расширенный доступ к образованию и
включению ребёнка с ОВЗ в общеобразовательную деятельность. Главным принципом
инклюзивного образования является: «не ребёнок подгоняется под существующие в
образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот вся система образования
подстраивается под потребности и возможности конкретного ребёнка».
1.7. Обучение детей с ОВЗ в учреждении общего образования, может быть
организовано в форме инклюзивного (интегрированного) обучения независимо от вида
ограничений здоровья.
1.8. Внедрение процессов инклюзивного (интегрированного) образования в школе
осуществляется с опорой на имеющийся опыт и научно-методическую базу обучения и
воспитания детей с ОВЗ в системе специального образования.
2. Организация инклюзивного (интегрированного) образования
2.1. Инклюзивное (интегрированное) обучение, если это не препятствует успешному
освоению образовательных программ всеми обучающимися, организуется:
а) посредством совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких

ограничений, в одном классе школы ;
б)
посредством функционирования класса для детей с ОВЗ (класса коррекции) в
школе, реализующей программы общего образования.
2.2. Прием обучающихся с ОВЗ в школу на интегрированную форму обучения (в
специальные классы или совместное обучение с нормально развивающимися
сверстниками) осуществляется на основании рекомендаций ПМПК, заявления родителей
(законных представителей) и оформляется приказом директора школы. В личном деле
учащегося с ОВЗ должны находиться заявление родителей, копия заключения ПМПК,
копия приказа о переводе учащегося на обучение по адаптированной образовательной
программе, договор с родителями на оказание специальных (коррекционных
образовательных услуг).
2.3. Решение о создании в школе классов коррекции, принимается учредителем ;
образовательного учреждения (Управлением образования администрациигорода!
Новошахтинска) на основании ходатайства образовательного учреждения и оформляется
приказом Управлением образования.
2.5. Создание в школе классов инклюзивного (интегрированного) обучения оформляется
приказом директора школы.
2.6. Численность детей с ОВЗ, обучающихся в форме инклюзии (интеграции) в
общеобразовательном классе не может превышать 4-5 человек.
2.7. При организации инклюзивного (интегрированного) обучения школа обязана:
■ разработать локальные акты учреждения, регламентирующие деятельность по
организации инклюзивного (интегрированного) обучения (приказы, положения, договоры
с родителями и т.д.);
■ разработать адаптированные основные образовательные программы для
учащихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
адаптированные основные образовательные программы для учащихся с ЗПР (при наличии
классов коррекции) или внести изменения в разделы основных образовательных
программ, адаптируя их для учащихся с ОВЗ;
■ обеспечивать реализацию в полном объеме адаптированных образовательных
программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным
требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и !
воспитания возрастным и психофизическим особенностям;
■ обеспечивать помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и
социальной адаптации, обеспечить материальную базу, обязательную реализацию
учебного плана в части профессиональнотрудового обучения для учащихся с
умственной отсталостью;
■ обеспечить специальную коррекционную помощь обучающимся с ОВЗ, (по
возможности обеспечить наличие учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителялогопеда и социального педагога);
■ в целях обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения
обучающихся с ОВЗ создать в школе психолого-медико-педагогический (медико­
педагогический, педагогический) консилиум для разработки индивидуальных
образовательных маршрутов для учащихся с ОВЗ на основании заключений ПМПК;
-организовать индивидуально-групповые коррекционно-развивающие занятия, занятия по
устранению пробелов в знаниях, пропедевтике сложных тем,логопедическую помощь
обучающимся;
■ ознакомить родителей (законных представителей) учащихся с ОВЗ с
документами, регламентирующими образовательную деятельность (адаптированной
образовательной программой, учебным планом, расписанием и т.д.), оформить договор
между образовательным учреждением и родителями, зафиксировав все предоставляемые
специальные (коррекционные) образовательные услуги, необходимые условия обучения
ребенка, в том числе требования, предъявляемые к родителям (семье);
■ иметь необходимую документацию, позволяющую отследить
прохождение образовательной программы, динамику обучения ребенка с
ОВЗ, его коррекционную подготовку;
■ обеспечить повышение квалификации учителей в
области коррекционной педагогики.
3. Содержание инклюзивного (интегрированного) образования.
3.1. Содержание инклюзивного (интегрированного) образования детей в школе
определяется адаптированными образовательными программами, разрабатываемыми и
реализуемыми школой самостоятельно на основе государственных образовательных
стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.

3.2. Для составления учебного плана на текущий учебный год при организации
инклюзивного (интегрированного) обучения детей с ОВЗ используется:
-для классов коррекции - модельный областной базисный учебный план специальных
(коррекционных) школ (классов) того или иного вида для обучающихся с ОВЗ;
- для классов инклюзивного (интегрированного) обучения - областной базисный учебный
план для школ и рекомендации к модельному областному базисному учебному плану
специальных (коррекционных) школ (классов) того или иного вида для обучающихся с
ОВЗ.
В учебные планы в обязательном порядке включается коррекционный блок,
представленный индивидуальными и групповыми занятиями, предусмотренный базисным
учебным планом специальной (коррекционной) школы соответствующего вида.
Для учащихся с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) при любой
форме обучения составляется отдельный учебный план в соответствии с модельным
областным базисным учебным планом специальных (коррекционных) школ (классов) VIII
вида.
С учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, включающие график обучения,
учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, а также условия его
аттестации. Индивидуальные учебные планы утверждаются Педагогическим советом
школы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой
тьютора (классного руководителя) школы.
3.3. Для разработки адаптированных основных образовательных программ(для
начального и основного уровня образования) при организации инклюзивного
(интегрированного) обучения детей с ОВЗ в основную образовательную программу
школы соответствующего уровня образования вносятся изменения (в пояснительную
записку; программу коррекционной работы: индивидуальный учебный план; план
внеурочной деятельности; систему условий реализации ООП - см. Приложение) в
соответствии с п. 2.8.«ФГОС начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» (Приказ МОиН РФ от 19.12.2014 № 1598) - для
учащихся с задержкой психического развития.
Для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при
инклюзивном (интегрированном) обучении разрабатываются отдельные основные
адаптированные образовательные программы в соответствии с п. 2.8. «ФГОС начального
общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)» (Приказ МОиН РФ от 19.12.2014 № 1599).
Для разработки адаптированных программ отдельных учебных предметов,
коррекционных курсов школа самостоятельно регламентирует механизм разработки и
утверждения адаптированной образовательной программы в «Положении о рабочей
программе учителя» в соответствии с:
■ п. 2.9.5.«ФГОС начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» (Приказ МОиН РФ от 19.12.2014 № 1598) и на
основе примерных учебных образовательных программ для учащихся с задержкой
психологического развития;
■ п. 2.9.5. «ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» (Приказ МОиН РФ от 19.12.2014 № 1599) и на
основе примерных учебных образовательных программ для учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3.4. Специфика образовательного процесса в системе инклюзивного (интегрированного)
обучения детей с ОВЗ состоит в организации индивидуальных и групповых
коррекционно-развивающих занятий. При определении содержания коррекционно­
развивающих занятий школа ориентируется на рекомендации ПМПК и содержание
индивидуальной программы реабилитации (для ребёнка-инвалида).
Расписание занятий в классах инклюзивного (интегрированного) обучения составляется
также с учетом необходимости проведения дополнительных коррекционно-развивающих
и предметных занятий, предусмотренных учебными планами, а также повышенной
утомляемости обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3.5. Обучение организуется как по общим, так и по специальным учебникам,
соответствующим программе обучения. Решение по этому вопросу принимает учитель,
согласуя его с методическим объединением и администрацией школы.
3.6. Школа самостоятельна в выборе системы оценок, порядка и периодичности
промежуточной аттестации обучающихся.
Оценка знаний учащихся с ОВЗ в классах интегрированного обучения осуществляется в
соответствии с адаптированной программой обучения с учетом особенностей развития

ребенка. Учащиеся переводятся в следующий класс по итоговой успеваемости на общих
основаниях.
3.7. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся,'
формирования навыков образовательной деятельности, освоения общеобразовательных
программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в карте
сопровождения обучающегося.
3.8. Школа самостоятельно выбирает формы, средства и методы инклюзивного
(интегрированного) обучения и воспитания в соответствии с Законом Российской
Федерации «Об образовании» и Уставом школы. При инклюзивном (интегрированном)
обучении допускается сочетание различных форм получения образования.
3.9. Учащиеся
с ОВЗ,
получившие
образование
в
форме
инклюзивного
(интегрированного) образования по программам специальных (коррекционных) школ
вправе пройти аттестацию по программам специальных (коррекционных) школ того или
иного вида с выдачей документа об образовании соответствующего образца.
3.10. Государственная итоговая аттестация детей с ОВЗ проводится в обстановке,
исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях,
отвечающих психофизическим особенностям и состоянию здоровья выпускников в
соответствии с федеральным законодательством.
4.Управление школой с инклюзивной (интегрированной) формой обучения
4.1.Управление школой, работающей в режиме инклюзивного (интегрированного)
обучения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
Уставом школы.
4.2.Наряду с обязанностями, определёнными Уставом школы, директор несёт
персональную
ответственность
за
правильную
организацию
инклюзивного
(интегрированного) обучения детей с ОВЗ, обеспечивает создание им необходимых
санитарно-гигиенических условий для осуществления режима труда и отдыха.
4.3.Заместители директора школы несут дополнительную ответственность за
своевременное выявление детей, нуждающихся в обучении по адаптированным
образовательным программам, их освидетельствование на ПМПК; организуют работу
педагогов по обучению и воспитанию этой категории учащихся; отвечают за оснащение
процесса инклюзивного (интегрированного) образования учебно-наглядными пособиями
и дидактическим материалом; оказывают методическую помощь педагогам в повышении
их профессиональной квалификации и овладении ими основами коррекционной
педагогики и психологии; руководят работой психолого-медико- педагогического
консилиума (педагогического) консилиума; обеспечивают выполнение режимных
моментов в классах с инклюзивной (интегрированной) формой обучения с учётом
возрастных особенностей и состояния здоровья обучающихся.
4.4.0рган управления образованием осуществляет консультационное сопровождение,
общую координацию и контроль деятельности школ, осуществляющих интегрированное
(инклюзивное) обучение, обобщение и распространение их практики.
5. Кадровое обеспечение инклюзивного (интегрированного) образования
5.1. Для работы в системе инклюзивного образования отбираются педагоги, имеющие
профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную
документами об образовании. Обязательно знание основ специальной психологии и
коррекционной педагогики, приемов коррекционной учебно-воспитательной работы,
требующей в обязательном порядке реализации дидактических принципов
индивидуального и дифференцированного подходов, развивающего, наглядного и
практического характера обучения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».