Готово Положение об индивидуальном проекте

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №31
г.Новошахтинска
ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
МБОУ СОШ №31
(наименование общеобразовательной организации)

Протокол № 1 от 25.08.2020г.

\

МБОУ
СОШ 31

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ СОШ №31
(наименование общеобразовательной организации)

_____________ /Мирон Л.М./
подпись

расшифровка подписи

Приказ № 481 от 31.08.2020г.

Подписан: МБОУ СОШ 31
DN: CN=МБОУ СОШ 31, O=МБОУ СОШ 31, OU=0,
T=Директор, C=RU, S=61 Ростовская область,
L=Новошахтинск, E=school31novosh@mail.ru,
SN=Мирон, G=Людмила Михайловна, STREET="ул.
Малосадовая, д. 6", INN=006151002635,
OGRN=1026102484946, SNILS=08543675092
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.03.31 10:15:47+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

Положение
об индивидуальном проекте обучающихся
10-11 классов МБОУ СОШ № 31 в соответствии с ФГОС СОО
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
среднего общего образования, Основной образовательной программы
среднего общего образования МБОУ СОШ №31.
1.2. Данное Положение регламентирует деятельность школы и обучающихся
по организации работы над индивидуальным проектом (далее - ИП) в связи с
переходом на ФГОС СОО.
1.3. Индивидуальный проект - инструмент учебной деятельности
полидисциплинарного характера, необходимый для освоения социальной
жизни и культуры.
1.4. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для
каждого обучающегося 10-11 класса.
Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную
направленность.
Приоритетными направлениями являются:
 социальное;
 бизнес-проектирование;
 исследовательское;
 информационное.
1

1.5. Проект реализуется самим старшеклассником. Он самостоятельно
формулирует предпроектную идею, ставит цели, описывает необходимые
ресурсы, использует, по необходимости, элементы математического
моделирования и анализа как инструмента интерпретации результатов
исследования, определяет параметры и критерии успешности реализации
проекта, формирует навык принятия параметров и критериев успешности
проекта, предлагаемых другими, внешними по отношению к МБОУ СОШ
№ 31 социальными и культурными сообществами.
1.6. Теоретическую подготовку и общее руководство по созданию ИП
обучающимися в рамках предмета «Индивидуальный проект» осуществляет
учитель МБОУ СОШ № 31 в рамках класса (группы) согласно тарификации.
1.7. Для
руководства
работой
(тьюторского
сопровождения,
консультирования) обучающегося по созданию индивидуального проекта
привлекаются педагогические работники МБОУ СОШ №31, могут
привлекаться специалисты из различных областей знаний как очно, так и
дистанционно (посредством сети Интернет).
1.8. В функцию тьютора (куратора) входит: обсуждение с обучающимся
проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и реализации,
посредничество между обучающимися и экспертной комиссией (при
необходимости), другая помощь.
1.9. Возможно выполнение индивидуальных проектов обучающимися вне
школы.
1.10. Презентация результатов проектной работы может проводиться как в
школе, так и в сетевом, социальном и культурном пространстве, где проект
разворачивался. Если это социальный проект, то его результаты могут быть
представлены местному сообществу или сообществу благотворительных и
волонтерских организаций. Если бизнес-проект — сообществу бизнесменов,
деловых людей.
2. Цели и задачи выполнения ИП
2.1. В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающиеся получат представление:
- о философских и методологических основаниях научной деятельности и
научных методах, применяемых в исследовательской и проектной
деятельности;
- о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент,
надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
- о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от
исследований в естественных науках;
- об истории науки;
- о новейших разработках в области науки и технологий;
- о правилах и законах, регулирующих отношения в научной,
изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное
право, защита авторского права и др.);
- о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в
результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения
2

исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры,
краудфандинговые структуры и др.);
2.2. Обучающийся сможет:
- решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
- использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
- использовать основные принципы проектной деятельности при решении
своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и
социальной жизни;
- использовать элементы математического моделирования при решении
исследовательских задач;
- использовать элементы математического анализа для интерпретации
результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
2.3. С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе
освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей
обучающиеся научатся:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с
представлениями об общем благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем
культурном пространстве;
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития
различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при
постановке собственных целей;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),
необходимые для достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации
проектов в различных областях деятельности человека;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно
и объективно презентуя свой проект или возможные результаты
исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного
сотрудничества;
- самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему
параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности
реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по
завершении работы;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования
и предусматривать пути минимизации этих рисков;
- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения,
которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или
исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
3

Обучающийся создает проектный продукт (исследовательская работа,
макет, бизнес- план, действующая модель, стендовый доклад и пр.) и
печатное описание проекта.
3.Требования к печатному описанию ИП
3.1. Структура:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список литературы (библиографический список);
- приложения.
3.2.Титульный лист должен содержать:
3.2.1. Полное наименование образовательного учреждения, адрес (с
выравниванием по центру):
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 31 города
Новошахтинска Ростовской области
346900 ул. Малосадовая, д. 6
3.2.2. Название работы, ее вид.
3.2.3. Сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, класс).
3.2.4. Сведения о руководителе или тьюторе (фамилия, имя, отчество,

должность, место работы, ученая степень).
3.2.5. Год выполнения работы
3.3. В оглавление должны быть включены:
- введение;
- названия глав и параграфов;
- заключение;
- список используемых источников;
- приложения и соответствующие номера страниц.
3.4. Введение должно включать в себя:
- формулировку предпроектной идеи;
- обоснование актуальности темы;
- описание степени изученности данного вопроса;
- формулировку поставленной проблемы;
- определение целей и задач;
- описание необходимых ресурсов, в том числе краткий обзор используемой
литературы и источников;
- описание собственного опыта работы в решении избранной проблемы.
3.5. Основная часть должна содержать информацию, собранную и
обработанную в ходе создания индивидуального проекта, а именно:
- описание основных рассматриваемых фактов,
- гипотезу,
- характеристику методов решения проблемы,
4

- сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов
решения,
- описание собственного исследования или обоснование выбранного
варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность,
практическая значимость и т. д.).
Основная часть делится на главы.
3.6. В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты,
полученные автором, направления дальнейших исследований и предложения
по возможному практическому использованию результатов представленного
проекта.
3.7. В список используемых источников заносятся публикации, издания и
источники, использованные автором.
3.8. Информация о каждом издании должна быть оформлена в строгой
последовательности:
- фамилия, инициалы автора,
- название издания,
- выходные данные издательства,
- год издания,
- № выпуска (если издание периодическое),
- количество страниц.
Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном
порядке. Список использованной литературы и других источников
составляется в следующей последовательности:
- законы, постановления правительства,
- официальные справочники,
- художественные произведения,
- специальная литература,
- периодические издания,
- Интернет-источники.
3.9. Необходимо соблюдение разработчиком проекта норм и правил
цитирования, ссылок на различные источники.
3.10.Требования к оформлению.
Текст печатается на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (210 х
297 мм, горизонталь — 210 мм). Шрифт — Times New Roman, размер —12
пт, межстрочный интервал —1,5. Поля: слева —25 мм, справа — 10 мм,
снизу и сверху—20 мм.
Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов (формулы,
чертежный материал и т.п., которые, выполняются черной пастой (тушью).
Текст работы — от 5 до 20 печатных страниц (не считая титульного листа).
Приложения могут занимать до 5 дополнительных страниц. Приложения
должны быть пронумерованы и озаглавлены.
Работа и приложения скрепляются вместе с титульным листом
(рекомендуются скоросшиватели или пластиковые файлы).
4.Требования к процедуре проведения защиты проекта
4.1.Защита индивидуального проекта - формат оценки успешности освоения
5

и применения обучающимся универсальных учебных действий.
4.2.Публично должны быть представлены три элемента проектной работы:
 защита темы проекта (проектной идеи) – сентябрь-октябрь, 10 класс;
 предзащита проекта в процессе его разработки - апрель-май, 10 класс;
 защита реализованного проекта - март- апрель, 11 класс.
4.3. На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся должны быть
обсуждены:
 актуальность проекта;
 положительные эффекты от реализации проекта, важные как для
самого автора, так и для других людей;
 ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для
реализации проекта, возможные источники ресурсов;
 риски реализации проекта и сложности, которые ожидают
обучающегося при реализации данного проекта.
В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости)
такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил
обучающемуся предпринять реальное проектное действие.
4.4. На предзащите обучающийся докладывает о ходе работы над проектом.
В результате должна произойти (при необходимости) корректировка
предпринимаемых реальных проектных действий в целях достижения
желаемого результата.
4.5.На защите реализации проекта обучающийся представляет свой
реализованный проект по следующему (примерному) плану:
1. Тема и краткое описание сути проекта.
2. Актуальность проекта.
3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам
автор, так и другие люди.
4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для
реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
5. Ход реализации проекта.
6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось
преодолеть в ходе его реализации.
4.6. Регламент проведения защиты проектной идеи, предзащиты и
реализованного проекта, параметры и критерии оценки проектной
деятельности сообщаются обучающимся заранее.
4.7.Основные требования к инструментарию оценки сформированности
универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного
проекта:
 оценке подвергается не только защита реализованного проекта, но и
динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла
(процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом должны
учитываться целесообразность, уместность, полнота этих изменений,
соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта;
 для оценки проектной работы создается экспертная (аттестационная)
6

комиссия, в которую входят педагоги, представители администрации
школы, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в
рамках которых выполняются проектные работы;
 оценивание производится на основе критериальной модели;
 результаты оценивания универсальных учебных действий в формате,
принятом школой доводятся до сведения обучающихся.
4.8.Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после
заслушивания доклада (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме
проекта 2-3 минуты.
Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных
навыков обучающегося.
4.9.К защите учащийся представляет проектный продукт, печатное описание
проекта.
4.10.Место защиты ИП - школа. График защиты ИП и состав экспертной
(аттестационной) комиссии утверждается директором школы.
4.11.Лучшие проекты могут быть рекомендованы экспертной комиссией для
участия в городском, региональном этапах конкурсов учебных проектов.
4.12. Проект, получивший неудовлетворительную оценку, возвращается на
доработку. Обучающийся дорабатывает ИП в течение недели, после чего
представляет к повторной защите.
5. Критерии оценки итогового индивидуального проекта
5.1. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности
делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта
(продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из
четырех групп критериев:
 способность к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать
адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку
информации, формулировку выводов или обоснование, реализацию,
апробацию принятого решения, обоснование и создание модели,
прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. (данный
критерий в целом включает оценку сформированности познавательных
учебных действий);
 сформированность предметных знаний и способов действий,
проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и
обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой
использовать имеющиеся знания и способы действий;
 сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей деятельностью во
времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей,
осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
 сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в
умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить
ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
7

5.2. Оценочный лист:
Группы

Критерии

I.
Способность
к
самостоятельному
Критерий
приобретению
1.1. Поиск, отбор и
знаний и решению
адекватное
проблем
использование
информации

Критерий 1.2.
Постановка
проблемы

Уровни

Баллы

Работа
содержит незначительный
объем подходящей
информации
из ограниченного числа однотипных источников

1

Работа
содержит незначительный
объем подходящей
информации
из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию
из разнообразных источников

3

Проблема сформулирована, но
гипотеза отсутствует.
План
фрагментарный.

1

действий

Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута
гипотеза (гипотезы), но план действий по
доказательству /опровержению гипотезы не полный

2

Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута
гипотеза (гипотезы), дан подробный план действий
по доказательству/опровержению гипотезы

3

Актуальность темы проекта и её значимость для
ученика обозначены фрагментарно на уровне
утверждений

1

Критерий
Актуальность темы проекта и её значимость для
1.3. Актуальность и
ученика обозначены на уровне
значимость темы
утверждений, приведены основания
проекта
Актуальность темы проекта и её значимость
раскрыты и обоснованы исчерпывающе, тема имеет
актуальность и значимость не только для ученика, но
и для школы, города.

2

3

Анализ заменен кратким описанием хода и порядка
работы

1

Критерий
Представлен развернутый обзор работы по
1.4. Анализ хода
достижению целей, заявленных в проекте
работы, выводы и
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций,
перспективы
складывавшихся в ходе работы, сделаны
необходимые выводы, намечены
перспективы работы

2

3

Работа шаблонная. Автор проявил незначительный
интерес к теме проекта, но не продемонстрировал
самостоятельности в работе, не использовал
возможности творческого подхода

1

Критерий 1.5.
8

Работа самостоятельная,
Личная
заинтересованность демонстрирующая серьезную
автора, творческийзаинтересованность автора, предпринята попытка
представить личный взгляд на тему проекта,
подход к работе
применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим
подходом, собственным оригинальным отношением
автора к идее проекта

3

Проектный продукт полезен после доработки, круг
лиц, которыми он может быть востребован, указан
неявно

1

Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он
может быть востребован указан. Названы
Критерий
потенциальные потребители и области
1.6. Полезность и использования продукта.
востребованность
Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он
продукта
будет востребован.

2

Сформулированы рекомендации по
использованию
полученного
продукта,
спланированы действия по его
продвижению

Критерий 2.1.
II.
Соответствие
Сформированность выбранных
предметных
способов работы
знаний и способов цели и
действий
содержанию
проекта

Критерий 2.2.

Глубина
раскрытия темы
проекта

Критерий 2.3.
Качество
проектного

3

Часть используемых способов работы не
соответствует теме и цели проекта, цели могут быть
до конца не достигнуты

1

Использованные способы
работы соответствуют теме и цели проекта, но
являются недостаточными

2

Способы работы достаточны и
использованы уместно и эффективно, цели проекта
достигнуты

3

Тема проекта
раскрыта
фрагментарно
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы
в рамках школьной
программы
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор
продемонстрировал глубокие знания, выходящие
за рамки школьной
программы
Проектный продукт не соответствует большинству
требований качества
(эстетика,
удобство
использования, соответствие заявленным целям)
Продукт не полностью соответствует требованиям
качества

1
2

3

1
2

9

продукта

Критерий 2.4.
Использование
средств
наглядности,
технических
средств

Продукт полностью соответствует требованиям
качества (эстетичен, удобен в использовании,
соответствует заявленным целям)
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются
фрагментарно, не выдержаны основные требования к
дизайну презентации
Средства наглядности, в т.ч.
ТСО используются, выдержаны основные требования
к дизайну презентации, отсутствует логика подачи
материала, нет согласованности между презентацией
и текстом доклада
Средства наглядности, в т.ч.

3

1

2

ТСО используются, выдержаны основные требования
к дизайну презентации, подача материала логична,
презентация и текст доклада полностью согласованы

Критерий 3.1.

3

Предприняты попытки оформить работу в
соответствии с установленными правилами, придать
ей соответствующую структуру

1

Письменная часть работы оформлена с опорой
Соответствие
на установленные правилами порядок и четкую
требованиям
структуру, допущены незначительные ошибки в
оформления
оформлении
письменной части
III.
Работа отличается четким и
грамотным
Сформированность
оформлением
в
точном
соответствии
с
регулятивных
установленными правилами
действий
Цель
сформулирована,
обоснована,
дан
схематичный план ее достижения
Критерий 3.2.
Постановка цели,
планирование
путей ее
достижения

2

3

1

Цель сформулирована, обоснована , планирование
деятельности
соотносится
с
собственным
жизненным
опытом, задачи
реализуются последовательно

2

3

Цель
сформулирована, четко
обоснована, дан подробный план ее достижения,
самостоятельно
осуществляет контроль
и
коррекцию деятельности

Критерий
3.3. Сценарий
защиты
(логика

Тема
и
содержание
проекта
раскрыты фрагментарно,
дано
сравнение ожидаемого и полученного результатов

1

Тема
и
содержание
проекта
раскрыты,
представлен развернутый обзор работы по
достижению целей, заявленных в проекте

2

10

Тема и
содержание
проекта
раскрыты.
изложения),
Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в
грамотное
построение доклада ходе работы, сделаны необходимые выводы,
намечены
перспективы работы
Критерий 3.4.
Материал изложен с учетом регламента, однако
автору не удалось заинтересовать аудиторию
Соблюдение
регламента защиты Автору удалось вызвать интерес аудитории, но
(не более 5-7 мин.) он вышел за рамки регламента
и степень
Автору удалось вызвать интерес аудитории и
воздействия на
уложиться в регламент
аудиторию

Критерий 4.1.

IV.
Сформированность
коммуникативных
действий

Четкость и
точность,
убедительность и
лаконичность

3

1
2
3

Содержание всех элементов выступления дают
представление
о
проекте; присутствует
культура речи, наблюдаются немотивированные
отступления
от заявленной темы в ходе
выступления

1

Содержание всех элементов выступления дают
представление о проекте; присутствует культура
речи, немотивированные отступления от заявленной
темы в ходе выступления отсутствуют

2

Содержание всех элементов выступления дают
представление о проекте; наблюдается правильность
речи; точность устной и письменной речи; четкость
речи, лаконизм,

3

немотивированные отступления
от заявленной
темы
в
ходе выступления отсутствуют
Критерий
4.2 Умение
отвечать на
вопросы, умение
защищать свою
точку зрения

Ответы на поставленные вопросы однословные,
неуверенные. Автор не может защищать свою точку
зрения

1

Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы,
но не до конца обосновывает свою точку зрения

2

Автор проявляет хорошее владение материалом,
уверенно отвечает на поставленные вопросы,
доказательно и развернуто обосновывает свою точку
зрения

3

Работает в группе сверстников, оказывает
взаимопомощь, задает вопросы, необходимые для
организации собственной
Критерий 4.3.
Умение
осуществлять
учебное
сотрудничество в

1

деятельности
Работает
в
группе сверстников, оказывает
взаимопомощь, выстраивает продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Может брать инициативу на себя.

2

11

группе

Организует учебное сотрудничество со сверстниками
и взрослыми, самостоятельно определяет цели и
функции участников, успешно справляется с
конфликтными ситуациями внутри группы

3

5.3. С целью определения степени самостоятельности учащегося в ходе

выполнения проекта учитываются три уровня сформированности навыков
проектной деятельности:
 низкий уровень - 0 баллов,
 базовый уровень - 1 балл,
 повышенный уровень - 2-3 балла.
Полученные баллы переводятся в отметку в соответствии с таблицей.
УРОВЕНЬ

КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ИТОГОВАЯ ОТМЕТКА

Низкий

менее 34

«2» (неудовлетворительно)

Базовый

34-36 первичных баллов

«3» (удовлетворительно)

Повышенный 37-46 первичных баллов

«4» (хорошо)

Творческий

«5» (отлично)

47-51 первичных баллов

5.4. Итоговая отметка выставляется в журнал и аттестат по предмету
«Индивидуальный проект».

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».